Творчество Дулата Бабатайулы
Творчество Дулата Бабатайулы
Творчество Дулта Бабатайулы — убедительное свидетельство того, какова была социальная жизнь казахского общества первой половины XIX века, как эволюционировали философские, психологические, педагогические идеи в тогдашнем Казахстане.
В его произведениях отражена реальность того времени: социальная несправедливость в казахской степи, тяжелая жизнь различных слоев кочевого народа, последствия колонизаторской политики русского царизма (ликвидировано ханство, власть передана старшим султанам и волостным правителям).
Поэт глубоко сожалеет, что у кочевников не стало прославленных батыров, готовых защищать свою землю, что они потеряли мужество и, «подобно перепелам, живут под разными кустами и не способны собраться вместе». К сожалению, он отождествлял царских колонизаторов с простым русским народом: все русские у него выступали как недруги, в сближении с русской культурой он видел утерю самобытности казахов. Но нельзя не отметить, что гневное осуждение степных воротил, служивших верой и правдой русскому царизму, продававших свой народ ради собственной корысти, меткая характеристика уродливых и отвратительных черт их характера (подхалимство, склочничество, двуличие, продажность, взяточничество и др.) — одна из стержневых и самых сильных сторон его творчества.
Так, в своих произведениях он подчеркивал, что аульный воротила - настоящий продажный элемент, лакей царских чиновников; взяточник, ради собственных интересов готовый «стрелять по своим»: «Аткаминеры — исчадье бед, дружно они на добычу летят, брюхо набьют, и каждый рад, и до народа им дела нет». Местный степной начальник, по свидетельству Дулата,— это не только корыстолюбец, но и жалкий трус, беспечный человек с ограниченным умом; ему присущи такие черты, как хитрость, жестокость, лицемерие, подлость, подхалимство, боязнь власть имущих и коварство.
По мнению поэта, такой образ жизни людей губительно влияет на психику человека. Безделье, подхалимство, насилие, взяточничество, межродовые распри, пренебрежительное отношение к труду, к знаниям, к творчеству неизбежно уродуют человека и приводят его к нравственному падению. Типичную психологию такого человека поэт раскрыл, в частности, в стихотворении «Ой, хан Барак, молодой Барак»: «Беки, которым досталась власть, чем они лучше плохих собак? Стоит увидеть добычу — и вот алчность всю душу их возьмет… Разум теряешь ты день ото дня… Слуги твои все засеяли злом. Нет у тебя о народе забот».
Безжалостно разоблачая различных должностных лиц из коренного населения, «продавшихся за чин царским властям», Дулат считал, что эти люди изменяют заветам своих предков, отходят от народных традиций.
В отличие от других казахских поэтов этого периода Дулат сильнее и острее обличает пороки современного ему общества. Именно здесь, на наш взгляд, заложено основное рациональное зерно его творчества, его народно-демократическая струя.
Человек с многообразием своих положительных и отрицательных черт выступает основным стержнем почти всех произведений поэта-мыслителя. На этом общем фоне он делает попытку создать некий эталон морально-психологического облика людей своего времени. В «Осиетнаме», изданной в Казани (1880), он пытается объяснить в этико-педагогическом плане разницу между добром и злом, хорошим и дурным поступком, щедростью и скупостью, просвещенностью и невежеством.
Основные идеи его произведений, включенных в данный сборник, сводятся к следующему. Дети должны всегда подражать хорошим поступкам своих родителей и дорожить ими. Полезные советы и наставления родителей являются как бы кодексом законов поведения детей. Человек познается в делах, личность формируется в процессе труда и деятельности. Труд, противоречащий склонностям, — источник уныния и несчастий. Человек должен жить не только для себя, лишь для удовлетворения, своих потребностей, но и трудиться для общего дела («Думай о деле народа всегда, и не ленись для блага труда»). Знание, труд украшают человека от мала до велика ("Воля и труд — вот твои друзья"). Жизнь должна быть устроена на разумных началах. Красноречие — дар, пустословие — болезнь («Слово — нить шелка, а стих — узор… Красноречивым тому не быть, кто не находит нужных слов»). По мнению поэта, только знания и наука окрыляют человека, открывают его глаза на мир («Десятилетний обученный ребенок на голову выше, чем двадцатилетний неуч».
В педагогическом отношении интересно его стихотворение «Подобно железу, кованому кузнецом». В истории казахской общественной и педагогической мысли Дулат первым воспел пользу ремесла, значение металлических изделий в жизни кочевников. Поэт перечисляет все орудия, которые создаются из железа (кетмень, топор, пила, молоток, плоскогубцы и др.) и повествует о практической значимости этих вещей в жизни, воспевает тех умельцев, которые научились владеть несколькими ремеслами. Говоря о труде, как основном смысле человеческого существования, Дулат призывает молодежь работать с металлом, овладевать профессией ювелира. Стихотворение пронизано человеколюбием, гуманностью и не утеряло своей педагогической ценности.
Исследователь А. Жиренчин в работе «Из истории казахской книги» (Алма-Ата, 1971) подчеркивал, что в начале XIX в. в казахскую степь начинает все больше просачиваться книжная продукция и через нее — элементы древней культуры тюркоязычных народов, творения классиков Востока, насыщенные гуманистическими идеями в области обучения и воспитания. Этот факт положительно сказывался на общем ходе развития казахской педагогики и психологии.
Отражение этого процесса нетрудно заметить и в творчестве Дулата. Так, во многих своих произведениях он воспевает величие ума, силу воли человека, любуется красотой родной природы, прославляет дружбу, идиллию семейной жизни. По мнению поэта, там, где нет дружбы, там нет разумных форм человеческого общения и общежития: «Разве тебе будет другом тот, переступивший порог жилья, кто с улыбкой к тебе войдет, а выйдет, зло на душе тая». Дулат с пафосом говорит также о главном богатстве патриархального аула — о скоте: «Скот для казахов — судьбы лучший дар». Наличие скота делает жизнь кочевников полнокровной, обильной и радостной.
Казахстанским ученым еще предстоит скрупулезно проанализировать воззрения Дулата Бабатайулы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, которому он искренне желал хорошей жизни и счастья, быть достойным человеком, гражданином и хозяином своей судьбы.
Последнее обновление: 16.03.2016 09:50, Просмотров (4282), Печать